Сегодня дошкольная педагогика использует в своей практике наиболее эффективные технологии, помогающие развивать детскую речь. Эти технологии привносят новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу родителей воспитанников. Всё это успешно сочетают мнемотаблицы и дидактический синквейн.
19 февраля в нашем дошкольном учреждении состоялся семинар для родителей по обучению мнемотехники и дидактическому синквейну.
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет. А непосредственно мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Следовательно, глядя на эти схемы – рисунки, ребенку значительно легче запоминать и воспроизводить информацию.
Термин «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», «пятистрочная строфа» стихотворения. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества. Она требует от автора умения находить в предложенном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Непосредственно сам синквейн состоит из слова – заголовка, 2 слов-признаков, характеризующие предмет, 3 слов-действий, описывающих действия в рамках темы; фразы из нескольких слов, отражающих личное отношение к теме и слова-ассоциации, вывода. Например:
Ребенок.
Любимый, шаловливый.
Растет, радует, играет.
Дети – цветы нашей жизни.
Счастье.
Предложенные технологии, не требуют особых условий применения, носят характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию Высших Психических Функций: внимания, мышления, памяти. Что в целом является базой для развития речи и в целом интеллекта.
И главное, эти технологии позволяют и ребенку и родителям быть активными, творческими участниками образовательного процесса.